Иерархия первохристианская и ее происхождение


Иерархия первохристианская и ее происхождение
– законы истории проявили свою силу и в этом случае, поэтому надо рассматривать этот вопрос исторически. Первым иерусалимским епископом наз. ап. Иакова, но он именуется епископом, сообразно с позднейшим словоупотреблением; на самом же деле ап. Иаков был епископом иерусалимск., как организатор иерусалимской церкви, как ап. Петр для римской церкви. Фактическим материалом для выяснения вопроса о происхождении епископата мы не обладаем; различные ученые прибегают к разным толкованиям и предположениям. Название "епископ" встречалось еще в языческом мире; вероятнее всего, что епископ вначале был руководителем образовавшейся христианской общины в делах религии и административным лицом в сношениях с другими общинами и церквами, но с течением времени еп. возвысились в своем авторитете и значении; в середине II века повсюду епископы стали исполнять в общине роль прежних пророков и дидаскалов, постепенным вымиранием которых они и воспользовались. Они стали проповедниками слова Божия, представителями всей церкви, наставниками и учителями, стали пользоваться таким же почетом, каким ранее пользовались пророки и дидаскалы, действовавшие во имя Св. Духа. К епископам перешли и все предикаты и вообще все наследство пророков и дидаскалов, они стали называться "первосвященниками". Около 57 г. епископы стояли ниже харизматических учителей, они отнесены ап. Павлом к третьему разряду церковного чиноначалия. Со времени книги Ерма "Пастырь" в римской церкви замечается неблагоприятное течение для харизматических учителей и выгодное для епископата, и в конце II в. и начале III в. учителя сошли и свое высокое место уступили епископам. Обыкновенно считают диаконат более ранним, чем все другие иерархические степени, но на самом деле диаконы появились впервые там же, где и епископы: в церквах, образовавшихся из обращенных язычников. Диаконы были ближайшими помощниками епископов и разделяли все функции их, одним словом, были их младшими братьями. Появились они впервые в Македонии и в М. Азии, в своем развитии они сильно отстали от епископов и получили второстепенное значение в церкви. Что же касается пресвитеров первоначального христианства, то ими были старцы, принявшие христианство в зрелых летах, все первообращенные в какой-нибудь общине христиане, влиятельные лица в общине и вообще все должностные лица в общине. Они выступают, когда нужно подать совет или решить трудный вопрос в церкви, произвести суд, и всегда составляют коллегию. Появились они раньше всего в самом Иерусалиме и образовали из себя нечто подобное иудейскому синедриону; очень вероятно, что первых церковных пресвитеров составляли новообращенные иудейские священники. Из Иерусалима институт распространяется довольно быстро на весь христианский Восток, а затем и на Запад. Когда пресвитеры стали участвовать в общественном богослужении – неизвестно, в конце II в. они уже обладали этим правом. Вначале они исполняли судебные и дисциплинарные функции; самостоятельно, без особого разрешения от предстоятеля церкви, они не имели права совершать богослужение, у них не было паствы, и пастырем считался епископ, пресвитеры же составляли при нем свиту и совет. Свои права они приобрели постепенно.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.